Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы "Аршалы кенті агротехникалық колледжі" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны

Государственное коммунальное казенное предприятие "Агротехнический колледж поселок Аршалы" при управлении образования Акмолинской области


Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на тему: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

25.04.2017

Доклад на тему: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Как известно, у нас в стране по поручению Главы государства активно идет процесс модернизации системы технического и профессионального образования с учетом потребностей индустриализации. В своем Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050:Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил:

«В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования».

Это большая двуединая задача, направленная на обеспечение социального лифта для молодежи, в первую очередь сельской, за счет создания системных условий для получения конкретных технических

специальностей, с другой стороны-это обеспечение профессиональными кадрами растущей экономики страны.

Изучение международного опыта ряда ведущих стран мира(Австрия,Германия,Южная Корея,Сингапур и др) по организации и внедрению дуальной системы подготовки специалистов показывает, что в каждой

стране имеются свои особенности в организации дуального обучения.

При этом большинство исследователей признают невозможность ее прямого копирования, но одновременно сходятся в том, что анализ дуальной формы обучения создает предпосылки внедрения наиболее эффективных ее элементов в систему профессионального образования стран с рыночной экономикой.

Определяющей среди них является тесная зависимость системы профессионального образования и обучения от рынка труда и работодателей, ее функционирование на основе социального партнерства.

Суть дуальной системы обучения-сочетание теоретического обучения с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по

выбранной специальности, т.е. эта система, при котором студенты половину всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать, что позволяет студентам не только успешно освоить учебную программу, но и получить хорошие практические навыки наладить контакты в трудовом коллективе.

Президент страны отметил «не факт, что он останется там. С приобретенной профессией он может работать в другом месте»

Дуальная система обучения в Казахстане может быть внедрена только при активном участии работодателей.

Колледжи и предприятия-партнеры должны соответствовать определенным требованиям по квалификационным кадрам, наличию соответствующего учебного оборудования, профильных учебных помещений (мастерских, лабораторий), оборудованных мест для обучения. Анализ деятельности по внедрению дуального обучения показывает, что не все социальные партнеры проявляют заинтересованность в реализации проекта.

 

Внедрение дуальной формы обучения в систему ТиПО, в настоящее время, сдерживает:

 

1.  Отсутствие подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей специальных

дисциплин, мастеров производственного обучения, а также наставников и инструкторов предприятия;

2.  Слабая материально-техническая база организаций ТиПО,которая не отвечает требованиям и

условиям дуальной формы обучения;

 

Материально-техническая база организаций ТиПО нуждается в обновлении и пополнении современным учебным оборудованием, приборами и техникой.

3.  Многие предприятия(работодатели), особенно малого и среднего, не могут принять на практику

обучающихся по разным причинам(ограниченностью рабочих мест, соблюдения техники безопасности на производстве и другим).

В связи с этим актуальным является вопрос материально-технического обеспечения организаций ТиПО и их социальных партнеров в рамках создания Казахстанской модели дуального обучения.

 

В этих условиях считаю целесообразным:

 

1.  Управлениям образования регионов осуществить закрепление организаций ТиПО за предприятиями

по профилю для подготовки кадров;

2.  Партнерам дуального обучения объединить усилия для повышения качества подготовки

специалистов(создания оптимальных условий для формирования навыков и умений по

профессии и специальности).

Разработать и утвердить планы укрепления материально-технической базы колледжей и предприятий-партнеров(обеспечения современным учебным оборудованием, приборами и техникой) по каждой профессии(специальности), заключить договора со структурами(компаниями),занимающимися поставками учебного оборудования, приборов и техники.

Эта работа должна осуществляться постоянно, с учетом изменений технологий производства и техники в отраслях экономики.

3.  Постоянно организовывать и осуществлять:

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических работников(преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, а также наставников и инструкторов

предприятий);

- стажировку преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения на предприятиях.

Идея дуального обучения приобретает в настоящее время свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынка труда- это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемирная

поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее

реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами,

заинтересованными в развитии дуального образования.

Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования-разрыв между теорией и практикой. Это действительно полезное и нужное дело-проводить параллельно теоретическую и практическую подготовку студентов. Таким образом решаются следующие проблемы:

- стажер получает необходимый опыт. После окончания учебного заведения ему будет проще найти постоянное место работы;

- предприятие при таком подходе к обучению будет обеспечено постоянным притоком квалифицированного персонала.

 

«К основным преимуществам дуального обучения можно отнести:

 

-во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам производства.

 

-во-вторых, достигается высокая мотивация получения знаний, формируется психология будущего работника»

 

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие этой системы по сравнению с традиционной:

 

-дуальная система подготовки специалистов устраняет разрыв между теорией и практикой;

 

-дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на

рабочих местах;

 

-заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника;

 

-учебное заведение, работающее в тесном контакте с Предприятием, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения и т.д. Высокая надежность дуальной системы

обучения объясняется тем, что она отвечает интересам всех участвующих сторон-предприятий,

работников, государства:

 

-для предприятия дуальное образование-это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечивая их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиски и подборе работников, их переучивание и адаптации.

 

К тому же есть возможность отобрать лучших студентов;

-для молодых людей дуальное обучение-отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни;

 

-в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

                                                                                                                         

 

 

 

 

КГУ «Агротехнический колледж № 4»

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 «Перспективы и возможности внедрения

дуальной  системы обучения»

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Торопеев А.Д.

Просмотров: 620


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст